Министерство образования Республики Беларусь,
Управление образования администрации Первомайского района города Минска
И н т е р в ь ю  с   м и н и с т р о м  о б р а з о в а н и я

Главная Задачи
школы
О
школе
Проф-
союз
Учитель-
ская
Учени-
кам
Роди-
телям
Прием-
ная
Фото-
галереи
Сервисы Медиа-
тека
Объяв-
ления
Аллея
славы
Страница
здоровья
Шестой
день
Карта
сайта

НОВОСТИ 163-й
Архив
всех новостей школы здесь!

НОВОСТИ КОМИТЕТА
ПО ОБРАЗОВАНИЮ

29/01/2010
Книжная выставка-ярмарка
29/01/2010
Городской конкурс профессионального мастерства «Столичный учитель – столичному образованию» в номинации «Учитель»
19/01/2010
Мир спорта и дети столицы...
15/01/2010
Cовместное заседание координационного совета Мингорисполкома по контролю за реализацией Декрета № 18 и коллегии комитета по образованию Мингорисполкома
15/01/2010
Открытие СОШ № 49

НОВОСТИ УПРАВЛЕНИЯ КОМИТЕТА ОБРАЗОВАНИЯ ПЕРВОМАЙСКОГО РАЙОНА

15/01/2010
Финал районного конкурса профессионаьного мастерства "Столичный учитель - столичному образованию 2010"
13/01/2010
I тур городского конкурса "Столичный учитель - столичному образованию 2010"
12/01/2010
Городские олимпиады по общеобразовательным предметам



Интервью с министром образования
А. М. Радьковым:
«Образование должно стать качественным, доступным и мобильным»
(август 2008 года)


Первое сентября этого учебного года в Беларуси было ознаменовано кардинально новыми решениями образовательных задач, которые определены Декретом Президента Республики Беларусь Александра Лукашенко от 17 июля 2008 года № 15 «Об отдельных вопросах общего среднего образования». После тщательного изучения общественного мнения – родителей, учеников, педагогов – в белорусском среднем образовании произошли эволюционные изменения, призванные органически совместить наработанный педагогами опыт и тактику современных подходов к школе. Переход к 11-летнему общему среднему образованию был хорошо распланирован и не привел к потрясениям. Все лучшее, что наработано в школе, сохранилось. Задача сегодняшней школы - улучшить качество образования не за счет перегрузки учеников, увеличения количества часов и учебных лет, а за счет улучшения качества учебников,преподавательского процесса.
Специалисты Министерства образования, Национального института образования, Академии последипломного образования разработали научно-методическую базу. Как считает Министр образования Беларуси, правовая основа для введения соответствующих изменений в средней школе разработана достаточно четко: универсальная базовая модель знаний будет предоставлена каждому школьнику, и теперь только от него самого зависит, какие знания и в каком количестве он захочет получать. Своим видением будущего развития системы общего среднего образования поделился министр образования Александр РАДЬКОВ.
– Александр Михайлович, нынешнее лето для вашего ведомства выдалось как никогда жарким. Все ли вопросы уже решены, и не возникнет ли проблем с осуществлением изменений в системе общего среднего образования?
– Мы должны развивать систему образования с учетом тех наработок, которые велись в последнее десятилетие. Когда десять лет назад принималось решение о введении 12-летки, никто не мог себе представить, что учащийся первого класса будет знаком с Интернетом, что практически в каждой квартире будет стоять компьютер и что уже после окончания первого курса студенты будут нарасхват у IT-фирм. Это современные реалии. Ускоряющиеся темпы мирового развития приводят детей к ранней социализации и раннему взрослению, и с этим необходимо считаться при разработке и внедрении образовательных программ.
Безусловно, проблемы могут возникнуть, но мне кажется, что бояться их не стоит. Основа образовательного «айсберга», 11-летнее общее базовое образование, определена Декретом Главы государства. А если возникнут какие-либо вопросы – мы решим их по мере поступления.
Декрет определил основную задачу – обеспечить для всех граждан равные возможности получения общего среднего образования, отвечающего современным условиям социально-экономического развития страны. «Базовый» вариант получения общего образования утвержден, так что у большинства школьников уменьшится учебная нагрузка. Одаренные и талантливые учащиеся получат возможность наряду с общей программой изучать предметы на повышенном уровне на факультативных занятиях. И при желании учащиеся могут реализовать эту возможность. Здесь многое зависит от учителя, поэтому приняты нормы по его материальному стимулированию.
– Произошли ли изменения в порядке обучения?
– Структура общего среднего образования теперь такова: первая ступень – 1–4-е классы (начальная школа); вторая ступень – 5–9-е классы (базовая школа – обязательная для всех учащихся); третья ступень – 10–11-е классы (законченное среднее образование). Соответственно, сроки обучения на ступенях общего среднего образования установлены следующие: на I ступени – 4 года; на II ступени – 5 лет; на III ступени – 2 года; в вечерних школах, классах, учебно-консультационных пунктах – 3 года.
Свидетельство о базовом образовании учащийся будет получать после сдачи экзаменов за 9-й класс. Юношам и девушкам, которые захотят продолжить обучение в школе, предстоит учиться и сдать экзамены за курс общеобразовательной средней школы после 11-го класса.
Учебный год продлится с 1 сентября по 1 июня, а летние каникулы будут начинаться 1 июня на всех ступенях обучения. При этом обучение в школах и гимназиях Беларуси будет осуществляться только по четвертям. Система триместров, которая ранее практиковалась в некоторых учреждениях образования, отменяется. Первая четверть будет длиться с 1 сентября по 25 октября, вторая – с 3 ноября по 24 декабря, третья – с 8 января по 27 марта, четвертая – с 6 апреля по 29 мая.
– Останутся ли шестидневная школьная и пятидневная учебная недели?
– Да. Во всех классах учебные занятия будут проходить пять дней в неделю. Причем единая обязательная программа предполагает проведение 5–6 уроков в день.
Уже пересмотрено содержание учебных программ по каждому предмету. Произошло существенное снижение учебной нагрузки на учащихся. В Декрете особо выделен пункт о шестом школьном дне. Учебных занятий в этот день не будет. Ученики будут заниматься в кружках, спортивных секциях, участвовать в спортивно-массовых, физкультурно-оздоровительных, иных воспитательных мероприятиях, будет организовано трудовое обучение, в том числе учебные занятия на учебно-производственных объектах.
В 9–11-х классах в шестой школьный день могут проводиться факультативные занятия. На них учащиеся, с учетом мнения их родителей, исходя из склонностей, желаний и состояния здоровья, могут изучать отдельные учебные предметы на повышенном уровне в пределах установленного типовым учебным планом количества учебных часов. В общеобразовательных учреждениях могут проводиться факультативные занятия естественно-математической, гуманитарной, обществоведческой, экологической, военно-патриотической, музыкальной, хореографической, художественной, театральной, спортивной и иной направленности.
– Факультативные занятия будут проводиться только в будние дни или могут проводиться и в субботу?
– Мы планируем, что факультативы школьник будет посещать в будние дни до начала либо после завершения уроков. Причем для учащихся в школах, гимназиях и лицеях они будут бесплатными. А вот учителям часы факультативов будут оплачиваться. Минимальной нормой для проведения факультативных занятий в сельских школах будет 3 человека, в городских – 5.
В целом же считаю, что введение в школах Беларуси базового уровня обучения по единым программам поможет учителю и учащемуся найти компромисс в образовательном процессе. Родители часто упрекали школу за то, что программы сложные, перегружены и дети не могут их осилить. По сути, программ трудных не бывает. Есть сложное преподавание по ним, когда нет оптимального отбора материала, нет обратной связи с учеником. Теперь же поурочная программа будет доступной для всех. А факультативные занятия удовлетворят интересы и учтут склонности ученика.
Традиционно на любом уроке учитель работал и будет работать с учетом дифференциации учащихся: кому-то программа дается легко, кому-то несколько сложнее учиться. Ведь все дети, даже одного возраста, очень разные по темпераменту, характеру, способностям к усвоению нового материала, а учитель обязан найти подход к каждому ученику в классе. И если школьнику сложно усвоить знания базового уровня, например, по математике, то незачем его мучить сложными вычислениями. Может быть, ему интересней писать сочинения или, например, изучать звезды. У каждого ребенка есть свой интерес в жизни, и задача родителей и учителя – раскрыть эти способности. Базовый уровень школьной программы рассчитан на среднестатистического школьника, а далее – и учащийся, и учитель могут выбрать форму получения знаний по тому или иному предмету и именно такую, которая подходит этому ученику.
– Сможет ли учитель оставить слабого ученика после уроков?
– А почему нет? На это отводятся стимулирующие занятия. А по желанию учащихся будет введена целая сеть факультативных занятий, о которых мы говорили выше.
– Александр Михайлович, 11-летнее образование предполагает наличие в стране гимназий и лицеев?

– В стране будут функционировать около 40 лицеев и 200 гимназий, которые в состоянии дать более глубокие знания самым талантливым и одаренным учащимся. Получившие лицензии на образовательную деятельность лицеи и гимназии соответствуют своему высокому статусу. В нынешнем году в эти учреждения образования были достаточно высокие конкурсы, которые говорят об их востребованности. Да и в следующем году конкурсы ожидаются не ниже. Для таких учебных заведений вводятся единые типовые учебные планы, которые предусматривают изучение отдельных учебных предметов на повышенном уровне. В гимназиях и лицеях предусматриваются отдельные направления обучения на третьей ступени общего среднего образования – физико-математическое, химико-биологическое, филологическое и обществоведческое. Очень важно не повторить ошибок предыдущих лет, когда вновь образованные гимназии «изощрялись» в разного рода нововведениях, требованиях бог весть чего. У родителей создавалось впечатление, что их ребенок погряз по уши в этих повышенных требованиях. А если случалось, что их чадо пришло в гимназию с чьей-то помощью, то можно было вообще кричать караул: настолько загруженным, запуганным и угнетенным был бедный ребенок. Сейчас же углубленный и повышенный уровни изучения предметов и тут переносятся на факультативы. И конечно, выбор обучения в гимназии должен быть ответственным со стороны родителей и мотивированным со стороны ученика. Это очень деликатная тема. Сколько есть детей, которые «не потянули» нагрузки в таких гимназиях, а сейчас учатся в самых престижных вузах страны. А вот гимназических и лицейских классов в общеобразовательных школах Беларуси не будет. Хотя, по сути, любой класс может работать в гимназическом или лицейском режиме. Для этого учащиеся должны проявить одинаковое желание по форме и существу использования факультативных часов.
– В связи с переходом на 9-летнее базовое и 11-летнее общее среднее образование коренные изменения коснулись учебных планов и программ. Каковы они?
– Сразу отмечу, что на сайтах Министерства образования, Национального института образования, Академии последипломного образования размещены все новые учебные программы по всем предметам 11-летней общеобразовательной средней школы.
К каждой из предметных программ разработаны пояснительные записки, в которых определены цели, задачи и особенности преподавания. Мы убрали излишества, усложненность и громоздкость программ обучения за счет упорядочения учебных предметов, укрупнения предметных областей и разгрузки программ от второстепенного материала. Во всех общеобразовательных школах будет введен единый типовой учебный план, который предусматривает изучение предметов на базовом уровне. Это очень важное решение.
– Не повлечет ли оно за собой еще большее распространение несанкционированного репетиторства?
– Наоборот, такое положение вещей должно создать преграду ему, потому что факультативные занятия по сути заменят репетиторство. Набираешь в группу три или пять человек – и работай, готовь своих подопечных к поступлению в вуз или развивай их повышенный интерес к изучаемому предмету. Что касается типового плана, то в начальной школе изменится общее количество часов в неделю : 1-й класс – 18 часов, 2-й класс – 19 часов, 3-й класс – 21 час, 4-й класс – 21 час. Учащиеся начальной школы с этого года будут больше изучать белорусский и русский языки. Во втором классе на изучение белорусского языка в школах с русским языком обучения и русского языка в школах с белорусским языком обучения отводится 2 часа, тогда как ранее был выделен только один час.
В общеобразовательных школах произойдет снижение общего объема часов на изучение иностранного языка с 21 до 18 часов. Учащиеся начальных классов будут изучать иностранный язык, начиная с третьего класса – 2 часа в неделю. Если же ребенок поступит после окончания начальной школы в гимназию, то здесь ему будет предложено изучать иностранный язык по 4 часа в неделю.
– Не противоречит ли это тому, что мы стремимся дать ученику на выходе со школы знание одного из иностранных языков?
– Думаю, нет. В наших общеобразовательных учреждениях основными иностранными языками являются английский, немецкий, французский, испанский, китайский. Иностранный язык сейчас начинает изучаться в начальной школе. Давайте вспомним. В советской школе такого не было. Давайте брать во внимание и то, в каком мире мы живём. Побудительным мотивом изучения, например, английского языка стал Интернет. И давайте не забывать, что мы изучаем два восточнославянских языка. Как показывает практика, это облегчает усвоение других языков, не близко родственных. Предоставленных возможностей в школе для овладения иностранным языком предостаточно. Просто их надо и ученику, и учителю, и родителю умело использовать. Ну и конечно, в школе теоретический подход при изучении иностранных языков должен быть заменен на практический.
Кстати, начиная с 5-го класса в школах по желанию учащихся может быть организовано изучение второго иностранного языка за счет факультативных занятий без выставления отметок. Изучение курсов «Страноведение» и «Литература страны изучаемого языка» организуется также по желанию за счет факультативных занятий и также без выставления отметок с учетом максимально допустимой нагрузки на одного учащегося.
Однако вернемся к изменениям в типовом учебном плане. Предмет «Мая Радзіма – Беларусь» станет частью предмета «Человек и мир» и будет изучаться, как и ранее, в 4-м классе один раз в неделю.
В 1–4-х классах могут быть организованы факультативные занятия с детьми по различным предметам, но только по заявлениям родителей. На протяжении учебного года с учащимися 2–4-х классов также будут проводиться занятия по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности». Эти уроки пройдут за счет часов, отведенных на проведение организационно-воспитательной работы или факультативов. Они являются обязательными и проводятся во внеурочное время.
С 1 сентября 2008 года учащиеся 9–11-х классов начнут изучать «Обществоведение» вместо учебного курса «Человек. Общество. Государство», который ранее изучался в 7–12-х классах. Учащимся 9-го класса предстоит изучать новый учебный предмет «Черчение», который ознакомит с основами графической деятельности, поможет развить основы графической грамоты. Отмечу, что этот предмет необходим школьникам. Ранее, изучая «Черчение» в смежных курсах математики, физики, они не получали необходимых знаний. Школьникам предлагается также принять участие в таких увлекательных процессах, как судомоделирование, авиа- и автомоделирование, ракетомоделирование.
Курс «Мировая художественная культура» изучаться не будет, темы этой направленности будут изучаться на уроках по литературе, истории и других.
– Интересно, сколько средств затрачено на разработку новых учебных программ, планов, учебников?
– Бюджет Минобразования позволяет без дополнительных затрат создать новые учебные программы для перехода на 11-летнюю систему общего среднего образования. В текущем году расходная часть бюджета министерства повышена на 35%, в то время как в прошлом году увеличение было на 16%. В дальнейшем дополнительные средства выделят на оплату труда специалистов, которые будут создавать новые учебные программы. Минобразования имеет запас средств для книгоиздания в размере 13 млрд. рублей. Так что учебно-методическое обеспечение школ будет выполнено в полном объеме.
– Александр Михайлович, чего ждать выпускнику-2009?
– Сразу хочу отметить, двойного конкурса в вузы в 2009 году не будет. Объясню почему. Летом 2009 года 11-летнюю среднюю общеобразовательную школу закончат 106 тыс. 958 выпускников. В нынешнем году число юношей и девушек, получивших аттестаты о среднем образовании, достигло 89 тыс. 782 человека. Десять лет назад при переходе на 12-летнее обучение дети шести лет были разделены на два потока: одни из них должны были окончить школу через 11 лет, другие – через 12. Так вот, следующим летом эти дети одновременно закончат 11-летнюю общеобразовательную школу.
Для будущих выпускников уже подготовлены учебные программы, которые позволят им в нынешнем учебном году без проблем завершить обучение в средней школе, сдать летние экзамены и получить аттестат о среднем образовании. Кстати, для этой категории школьников учебные занятия могут быть организованы в режиме шестидневной учебной недели. В целом же наши специалисты разработали школьные учебные программы таким образом, чтобы оба потока к окончанию учебы подравнялись.
– Определено ли новыми документами, с какого возраста детям идти в школу?
– Обучение будет начинаться с 6 лет или позже. Если родители считают, что их ребенок еще не готов к школе, они могут оставить его еще на год в детском саду.
В любом случае учитель первого класса обязательно отведет время на переходный период от дошкольного детства к школьному, который можно назвать периодом адаптации. Ведь от того, как произойдет привыкание ребенка к школе, во многом зависят его здоровье, работоспособность, успешность в обучении, эмоциональное состояние в начальной школе и в последующие годы. Уроки в первом классе подразделяются на четыре вида: игра-анализ, урок-запоминание, урок-обследование и урок, на котором развиваются психомоторные способности детей (координация и соразмерность движений кисти руки, мелкая моторика пальцев, зрительно-моторная координация). В каждый урок включены игровые упражнения и задания, направленные на развитие у маленьких учеников коммуникативных способностей, этических норм поведения и нравственных эталонов.
– Не секрет, что качество образования существенно зависит от стимулирования труда учителя. Произойдут ли какие-то изменения в заработной плате педагогов?
– Качество образования напрямую зависит от учителя. Учитель выбирает методику, определяет тактику обучения. От его мастерства зависит успех ученика. В нашей стране работают творческие, преданные своему делу, высокопрофессиональные педагоги. Опыт, который они приобрели за время реформирования школы, колоссальный. Нужно было изучить горы литературы, сверить свои шаги, учитывая наработки коллег из разных стран, обогатиться научным знанием, освоить новые программы, технологии. Просто найти себя в океане методической литературы. Что говорить – это была хорошая школа. И труд учителя должен оплачиваться по заслугам. В этом плане предусмотрено, что с 1 января 2009 года педагогам будут повышены тарифные ставки (оклады). Молодым специалистам будут установлены ежемесячные доплаты. Руководителям таких учреждений и их заместителям по основной деятельности будут выплачиваться надбавки за квалификационные категории. В целом заработную плату учителям республики планируется повысить на 20–25%. Нагрузка на одну учительскую ставку составит 18 учебных часов в неделю. Декрет улучшит положение руководителей учебных заведений. Раньше учитель высшей категории при назначении его на должность директора школы переставал получать надбавку на свою категорию. Теперь эта проблема, как и многие другие, решена.
– Можно утверждать, что Декрет Президента Республики Беларусь «Об отдельных вопросах общего среднего образования» стал отправной точкой дальнейшего совершенствования среднего образования в нашей стране…
– Да, он позволил сконцентрироваться на главном – на повышении качества образования, его мобильности и доступности. Это взвешенное решение, которое будет полезно и для государства, и для каждой семьи. Министерство образования приняло все меры для успешной реализации Декрета, что позволит полностью обеспечить потребности любого гражданина Беларуси в образовательных услугах.


СПРАВКА нашего САЙТА СШ № 163:
РАДЬКОВ Александр Михайлович - Министр образования Республики Беларусь - родился 1 июля 1951 года в д. Вотня Быховского района Могилевской области.
В 1973 году окончил Могилевский государственный педагогический институт по специальности математика и физика. В 1982 году окончил аспирантуру Минского государственного педагогического института имени А.М.Горького. В 1982 году защитил кандидатскую диссертацию, в 1996 году защитил докторскую диссертацию. Доктор педагогических наук. Профессор по специальности "Математика".
  • 1974-1990 - ассистент, старший преподаватель, доцент, заведующий кафедрой алгебры и геометрии Могилевского государственного педагогического института имени А.А.Кулешова;
  • 1990-1994 - проректор по учебной работе Могилевского государственного педагогического института имени А.А.Кулешова;
  • 1994-1997 - первый проректор Могилевского государственного педагогического института имени А.А.Кулешова;
  • 1997-2001 - первый проректор Могилевского государственного университета имени А.А.Кулешова;
  • 2001-2003 - ректор учреждения образования "Могилевский государственный университет имени А.А.Кулешова";
  • 2003-настоящее время - Министр образования Республики Беларусь.
    Заслуженный деятель науки Республики Беларусь. Награжден медалью "За трудовое отличие".
    Женат, имеет двух взрослых дочерей.

  • Декрет Президента Республики Беларусь № 18 от 24 ноября 2006 г.
  • Перечень нормативно-правовых, инструктивных, методических документов Министерства образования РБ
  • Положение об организации работы факультативов в школе
  • Положение о введении одежды делового стиля для учащихся общеобразовательных учреждений в 2009/2010 учебном году

  • Государственная символика Республики Беларусь: герб и флаг
  • Государственная символика Республики Беларусь: гимн
  • Государственная символика Минска: герб и флаг
  • Государственная символика Минска: гимн

  • Правовая страница школы
  • Профориентация
  • Символика школы
  • Информационная среда школы
  • Советы психолога
  • Графики проведения пед.советов и семинаров





  • Обратная связь

    Гостевая книга




    Добро пожаловать!

    Сегодня и сейчас

    Календарь

     Дизайн и контент сайта: Константин Яблочкин, последнее обновление - 23 февраля 2010 года

    Hosted by uCoz